|
18:42
Октябрь 2012 г. Справка о состояние адаптивного обучения в 1 классе. По плану ВМКО с сентября по октябрь 2012-2013 учебного года администрацией школы посещались уроки в 1 классе с целью отслеживания адаптационного периода первоклассников. Сроки проведения: с 6.10.12 г. по 31.10.12 г. Классный руководитель: Михеенко Людмила Викторовна Проверяющий: зам.директора по УР Л.В.Лепёшкина Для организации классно-обобщающего контроля была проведена следующая работа: 1. Посещены и проанализированы уроки в 1 классе. 2. Проведена комплексная психорлого-диагностическая работа. 3. Проверены рабочие тетради по русскому языку и математике. 4. Проведено собеседование с учителем 1 класса. В первом классе обучается 25 учащихся: 12 мальчиков и 13 девочек. По национальному составу – многонациональный: русских – 16 человек, чеченцев – 7 человек, армян – 1 человек, цыган – 1 человек. 1 класс работает по УМК «Школа XXI век». Анализ рабочей программы учителя показал, что она составлена в соответствии с требованиями. На конец 1 четвыерти программный материал пройден полностью. В начальный период обучения были созданы благоприятные условия для адаптации детей к школе: согласно правил СанПина «Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждениях» в 1 классе в течение сентября, октября месяца уроки проводились по 35 минут, остальное время было заполнено прогулками, развивающими играми, экскурсиями, занятиями внеурочной деятельности, домашнее задание отсутствовало, на уроках в обязательном порядке проводились физминутки в игровой форме, уровень освещенности классной комнаты удовлетворительный. Со второй четверти у первоклассников проводится по 4 урока по 35 минут. Учебники и дидактические пособия первоклассники хранят в школе. Оценки уч-ся не ставятся, учитель словесно комментирует работу учеников на уроке. Классная документация ведется четко, заполняется вовремя. Анализ посещённых уроков математики, русского языка, литературного чтения показал, что учитель Михеенко Л.В. в совершенстве владеет методикой проведения уроков, создаёт благоприятные условия для адаптации детей в школе. На посещённых уроках учитель учитывает особенности психики детей, не делает детям резких замечаний, не одёргивает, старается фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика, вызывает у уч-ся чувство состязательности высказываниями типа «Кто самый внимательный на уроке», «Какой ряд лучше себя ведёт», «Кто правильно сидит, держит руку», «Саша молодец! Он настоящий ученик!». Учитель сдержана и спокойна, старается наладить отношения уч-ся со сверстниками. Михеенко Л.В. постепенно увеличивает объем работы школьников. Учитывая то, что первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, учитель на уроке старается использовать различные формы и виды деятельности уч-ся, преимущественно игровые (решение кроссвордов, помощь сказочным героям, отгадывание загадок, путешествия и т.д.), имеющих учебную задачу. В отличие от первоклассников прошлого года нынешние ученики 1 кл. в большинстве своём внимательны основную часть времени, более организованы и усидчивы, умеют управлять своим поведением. Но, как и любые дети в их возрасте, быстро отвлекаются, утомляются от однообразной работы. Поэтому Михеенко Л.В. на каждом уроке проводит по две физкультминутки (гимнастика для глаз и физическая разминка) в занимательной шутливой форме, что очень нравится детям. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей, учитель существенное место на уроках отводит моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п. Однако учитель не использует пока на уроках компьютер, хотя его применение допускается нормами СанПин и позволяет с помощью презентаций, интерактивных заданий для устного счёта разнообразить учебную деятельность и вызвать интерес уч-ся. Из всех видов деятельности именно эта наиболее привлекает и заинтересовывает всех уч-ся. Наблюдение за уч-ся на уроках показало, что у большей части детей уже сформирована позиция школьника. Они осознано слушают учителя, стараются не нарушать дисциплину, активно работают на уроке, заинтересованы в одобрении учителя, организованно готовятся к каждому уроку. Пятая часть учеников класса пока не адаптировалась к школьной жизни. Они пассивны, полностью «отсутствуют» на уроке, занимаются своими делами, никак не реагируют на обращения учителя, не стремятся проявить себя или проявляют в нарушении дисциплины (Залетдинов, Мартиросян Л., Гамарагов Р., Газиханова Р. и т.д.). Связано это с языковым барьером, т.к. большая часть этих детей чеченцы и армяне, гиперактивным поведением (Залетдинов). Большое внимание в соответствие с реализуемыми ФГОС Михеенко Л.В. уделяет формированию УУД уч-ся на всех уроках. Она обращает внимание на развивающую ценность любого задания, отмечает успехи ребенка в сравнении с его прошлыми результатами; показывает для чего нужно то или иное знание и как оно пригодится в жизни, ненавязчиво транслируя смысл учения детям. Учитель активно привлекает детей к открытию новых знаний при усвоении нового материала, обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия. На уроке большое внимание уделяется самопроверке: дети по предложенному алгоритму учатся оценивать результаты выполнения задания, а учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка. В конце выполнения какого-либо задания, конце урока вместе с детьми оценивает то, чему дети научились, что получилось, а что нет. Михеенко Л.В. ставит цели урока и работает с детьми в направлении достижения поставленных целей – “чтобы чего-то добиться, цель должен знать каждый участник урока”. Кроме того учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией – пересказу, составлению плана, использованию разных источников для поиска информации. На каждом уроке педагог обращает внимание на развитие памяти и логических операций мышления. Она учит детей составлять план действий, перед тем, как начать что – то делать, разными способами выражать свои мысли, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других, даёт шанс исправить ошибку, показывая, что ошибка – это нормально – главное – уметь учиться на ошибках. Однако наблюдение за учащимися на уроках показало, что первоклассники пока ещё недостаточно научились слушать и слышать речь других людей: одноклассников. С удовольствием дети участвуют во внеурочной деятельности, организованной в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС), которая объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности на уроке) и представлена следующими направлениями: интеллектуальное «Юный шахматист», «Занимательный английский», художественное творчество - "Умелые руки не знают скуки", «Соловушка», социальное -"Зелёная планета ", познавательная деятельность- "Юный эколог", проектная деятельность - «Юный исследователь». С целью определение уровня адаптации учащихся 1 кл. к учебной деятельности проводилось психолого-диагностическое обследование. Задачи обследования: - Определить уровень социально-психологической адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности в начале учебного года.
- Определить уровень психоэмоционального состояния первоклассников на момент обследования.
- Выявить уровень интеллектуального развития первоклассников.
- Предложить рекомендации по повышению уровня адаптации к школе и оптимизации учебного процесса.
Анализируя данные обследования, можно сделать заключение, что в начале года к школьному обучению полностью адаптировались 72% первоклассников. Из них 20%(Стальная Саша, Павленко Настя, Кутыгина Мария, Сычёва Алёна, Гонтарь Виктория) имеют высокий уровень школьной адаптации с учебной мотивацией, 20% учащихся показали хороший уровень адаптации, у 32% наблюдается средний уровень адаптации. У 28% первоклассников отмечены признаки частичной неадаптации , что свидетельствует о неполном принятии ребенком школьной ситуации, эти дети явно тяготеют к дошкольному детству (Мартиросян Лилит, Ахьядов Рахман, Григоренко Лёша, Зелединов Женя, Гамарагов Рамзан, Пацацуев Роман , Газиханова Раяна). Данных учащихся необходимо занести в категорию «группы риска». Данное исследование не выявило детей с негативным отношением к школе. В результате обследования было выявлено, что 20% (5) первоклассников составляет потенциал класса, а 56% (14) могут хорошо и удовлетворительно обучатся в школе, 24% (6) учащихся на период адаптации имеют большие трудности в обучении. Рекомендации: - продолжать формирование классного коллектива, используя групповые виды деятельности;
- для формирования осознанного поведения, воображения, творчества учеников использовать ролевые игры, возможности ИКТ;
- проводить индивидуальную работу с уч-ся, ещё не успевшими адаптироваться к новым условиям;
- организовать помощь психолога таким детям и родителям;
- поддерживать тесную связь с родителями учеников;
- учителю скорректировать свою работу с учащимися, имеющими трудности в социальной адаптации, с учетом полученных результатов;
- по возможности облегчить режимные моменты, увеличив период пребывания детей на свежем воздухе, на переменах и прогулках использовать подвижные игры, игры с продуктивной физической нагрузкой, особенно для мальчиков, игры по правилам.
Справку составила завуч: Л.В.Лепёшкина
Со справкой ознакомлена: Л.В.Михеенко Адаптационный период в вопросах и ответах (часть 1) | | В этой статье много ответов на вопросы о первом годе обучения ребенка с точки зрения закона. Вы можете точно узнать на основании каких правовых актов и какие именно существуют требования к развитию первоклассника, нормативы о длине учебной недели, уроков и перемен, о том, как можно ребенка оценивать и можно ли вообще, и многое другое. А обсудить статью можно Здесь * Материал подготовлен руководителем структурного подразделения по начальному образованию окружного научно-методического центра Центрального окружного управления образования Департамента г. Москвы И.А.Моисеевым для участников окружной родительской конференции "Московская семья — компетентные родители" № п/п | Вопрос/проблема | Ответ | | | | краткий | извлечение из документа | вид и статус документа | | 1 | В каких образовательных учреждениях может проходить первый год начального обучения? | | 1. Образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста (ГОУ "Начальная школа - детский сад", прогимназия). Уроки проводит школьный учитель, внеучебную деятельность осуществляет воспитатель дошкольного учреждения. 2. Общеобразовательная школа. Режим дня соответствует начальной ступени общеобразовательной школы. Время пребывания детей - не более 4-х часов. Уроки проводит учитель. Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 2 | Обязателен ли сон в первом классе? | Нет | Если школа располагает условиями для организации полного дня (спальня, питание, игровая комната, участок), возможно пребывание детей в течение 9-10 часов. | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 3 | Каким должно быть речевое развитие детей седьмого года жизни? | | Речевое развитие детей седьмого года жизни предполагает наличие хорошего словарного запаса (3,5 - 7 тыс. слов), умение правильно произносить все звуки родного языка и способность к простейшему звуковому анализу слов | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 4 | Каков уровень мыслительной деятельности детей седьмого года жизни? | | Уровень развития мыслительной деятельности обеспечивает возможность школьного обучения. Наиболее характерно для детей этого возраста наглядно-образное и действенно-образное мышление, создаются предпосылки для формирования логической формы мышления | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 5 | Каков уровень зрительно-пространственного восприятия у детей седьмого года жизни? | | Они способны характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (справа - слева, над - под, на - за, сверху - снизу и др.), различать пространственное расположение фигур, деталей на плоскости. Дети этого возраста различают геометрические фигуры, выделяют их в предметах окружающего мира; способны к классификации фигур по форме, размеру, цвету; различают и выделяют буквы и цифры, написанные разным шрифтом; могут мысленно находить часть целого, достраивать фигуры по схеме, конструировать их из деталей | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 6 | Каков уровень развития зрительно-моторных координации у детей седьмого года жизни? | | Развитие зрительно-моторных координации позволяет детям 6 лет координировать свои движения. Дети могут срисовывать простые геометрические фигуры, предметы, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов. В то же время для этого возраста характерно слабое развитие моторики мелких мышц рук | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 7 | Каков уровень развития слухомоторных координации у детей седьмого года жизни? | | Развитие слухомоторных координации позволяет различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок, выполнять под музыку ритмические движения и т. п. | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 8 | Каков уровень произвольного внимания у детей седьмого года жизни? | | Дети этого возраста способны к произвольному вниманию, однако его устойчивость еще невелика и во многом зависит от условий организации обучения и индивидуальных способностей. Следует отметить, что это относится к однотипной деятельности. Например, ребенок может активно заниматься только чтением (письмом, беседой и т. п.) не более 10-12 минут. Учитывая это, учитель должен разнообразить деятельность в течение одного урока. Кроме этого, важно иметь в виду, что дети не способны быстро и слишком часто переключать внимание с одного объекта на другой (за урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз) | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 9 | Сколько раз ребенок может переключаться в ходе урока на разные виды деятельности? | Не более трех раз | За урок ребенок может переключаться на разные виды деятельности не более трех раз. Шестилетние дети способны сосредоточенно, без отвлечений заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 10 | Каковы особенности памяти у ребенка седьмого года жизни? | | Особенности памяти таковы: ребенок не может одновременно воспринимать более двух объектов. У него преобладает непроизвольное запоминание, в то же время он способен и к произвольным действиям памяти. Использование наглядных средств обучения способствует развитию произвольного запоминания. Объем памяти резко возрастает при активном и осознанном восприятии и запоминании | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 11 | Какова продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы? | Не более 33-х недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней | Продолжительность учебного года для первоклассников четырехлетней начальной школы - не более 33 недель, каникулярного времени в течение учебного года - не менее 37 дней. В связи с тем, что, как правило, учебный год делится на четыре не равные по продолжительности четверти, с целью профилактики переутомления организуются дополнительные каникулы в середине третьей, самой длинной четверти. Оптимальное чередование учебного и каникулярного времени в годовом календарном плане - 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 12 | В какую смену можно проводить занятия с учащимися первых классов? | Только в первую смену! | Занятия первоклассников проводятся только в первую смену. Время их начала - 8.30. - 9.00. Запрещается проводить уроки во второй половине дня | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | | | | В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 13 | Какова продолжительность учебной недели? | Только 5 дней | Рекомендуемая продолжительность учебной недели - 5 дней. Объем недельной нагрузки не должен превышать 20 часов, дневная учебная нагрузка - не более четырех уроков | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 14 | Какова продолжительность урока в адаптационный период? | 35 минут | Продолжительность урока - 35 минут с обязательным проведением двух физкультминуток по 1,5 - 2 минуты каждая. Их рекомендуется проводить на 10 и 20 минутах урока (за исключением уроков физкультуры, ритмики и т. п.) | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | | | | В целях облегчения процесса адаптации детей к требованиям школы в первых классах следует применять "ступенчатый" режим учебных занятий с постепенным наращиванием учебной нагрузки: — в сентябре - 3 урока продолжительностью 35 минут; — с октября — 4 урока по 35 минут каждый; — со второго полугодия - по таблице максимально допустимого количества часов | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 15 | Как увеличивается нагрузка (количество уроков) в первом классе? | | Для облегчения процесса адаптации детей к требованиям школьного обучения учебная на грузка увеличивается постепенно: в сентябре-октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми. Со второй четверти ежедневно проводится 4 урока | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 16 | Какова продолжительность адаптационного периода? | Сентябрь - октябрь | | Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений. (СанПиН). Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. №309 | | 17 | Какова продолжительность перемен в адаптационный период? | | Продолжительность перемен между уроками -не менее 10 минут, большой перемены после второго урока - не менее 20 минут. В это время организуется завтрак в помещении школьной столовой или буфета. После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу (прогулку на свежем воздухе или игры в помещении) длительностью не менее 40 минут | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 18 | Что необходимо учитывать при составлении расписания уроков? | | При составлении расписания уроков необходимо учитывать следующее: - уроки, требующие большого умственного напряжения (русский язык, родной язык, математика), рекомендуется проводить первыми или вторыми; - уроки по искусству, окружающему миру, труду целесообразно проводить после динамической паузы (третий урок), а уроки с преобладанием двигательного компонента (физкультура, ритмика и др.) - последними | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 19 | Что такое недельный разгрузочный день в учебной неделе? | | Пятидневная учебная неделя для первоклассников предусматривает дополнительно разгрузочный день - четверг. В этот день отсутствуют уроки по математике, проводятся экскурсии по ознакомлению с окружающим миром, уроки искусства и физкультуры | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 20 | Можно ли отводить в первом классе дополнительные часы на факультативы и занятия с отстающими? | Нет | Недопустимо введение в первом классе дополнительных часов на факультативы, занятия с отстающими. Последнее особенно важно, так как отстающие дети, как правило, имеют ослабленное здоровье или специфические особенности нервной системы, что категорически исключает увеличение для них учебной нагрузки | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 21 | Можно ли ставить оценки (отметки) в первом классе? | Нет | В первом классе четырехлетней начальной школы исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку (звездочки, самолетики, солнышки и пр.). Допускается лишь словесная объяснительная оценка. Кроме этого, нельзя при неправильном ответе ученика говорить "не думал", "не старался", "неверно", лучше обходиться репликами "ты так думаешь", "это твое мнение", "давай послушаем других" и т. д. | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 22 | Каковы требования к оцениванию? Что категорически нельзя оценивать? | Темп работы, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов | Никакому оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.) | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 23 | Проводятся ли контрольные работы в первом классе? | | В течение первого полугодия первого года обучения контрольные работы не проводятся. | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | | | | Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года не позднее 20-25 апреля; в день можно провести не более одной контрольной работы | Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" | | 24 | Можно ли задавать домашнее задание в первом классе? | Нет | В первом классе четырехлетней начальной школы домашние задания не задаются | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | | | | Домашние задания даются обучающимся начальной школы с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: — в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 часа; — во 2-м - до 1,5 часов; — в 3-4-м - до 2 часов. При этом учитываются индивидуальные психофизиологические особенности детей | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 25 | Можно ли задавать домашнее задание на выходные и праздничные дни? | Нет | Для обеспечения полноценного отдыха детей в течение рабочей недели недопустимо давать домашние задания на понедельник | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 26 | Можно ли учащихся первого класса оставлять на повторное обучение? | Нет | Обучающиеся первого класса четырехлетней начальной школы на второй год не оставляются | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 27 | Для всех ли систем и образовательных учреждений едины задачи адаптационного периода? | Для всех | Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 28 | Сколько уроков и какой продолжительности надо проводить в период адаптации (сентябрь - октябрь)? | Потри урока по 35 минут каждый | В первом классе в сентябре и октябре проводится по 3 урока по 35 минут каждый | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | | | | "... в сентябре - октябре проводится ежедневно по три урока. Остальное время заполняется целевыми прогулками, экскурсиями, физкультурными занятиями, развивающими играми" | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 29 | Как быть учителю, которому должны оплачивать ставку, а количество уроков в адаптационный период не более трех? | | Чтобы выполнить задачу снятия статического напряжения школьников, предлагается на четвертых уроках использовать не классно-урочную, а иные формы организации учебного процесса | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. № 2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | 30 | Как планировать проведение четвертого часа занятий? | | В течение восьми недель учитель может планировать последними часами уроки физической культуры, а также уроки по другим предметам в форме уроков-игр, уроков-театрализаций. уроков-экскурсий, уроков-импровизаций и т. п. Поскольку эти уроки также являются обучающими, то фактически в иной, нетрадиционной форме изучается или закрепляется программный материал. Уроки физического воспитания в течение первых двух месяцев (16 уроков, по два урока в неделю) направлены в первую очередь на развитие и совершенствование движений детей и по возможности проводятся на свежем воздухе. На уроках используются различные игры и игровые ситуации. При проведении трех уроков в день в течение двух месяцев четвертые учебные часы следует планировать иначе, чем традиционные уроки. Эти сорок часов учебной нагрузки (8 недель по 1 уроку ежедневно) можно распланировать следующим образом: 16 уроков физкультуры и 24 нетрадиционных урока, которые можно распределить между разными предметами, использовав гибкое расписание уроков. Например, провести последними уроками в течение сентября-октября 4—6 экскурсий по окружающему миру. 3—4 - по изобразительному искусству, 4—6 -по труду. 4—5 урока - театрализации по музыке и 6—7 уроков-игр и экскурсий по математике | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 31 | Как фиксировать проведение четвертого часа в классном журнале? | Указывать форму и тему занятия | В классном журнале целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 32 | Каковы особенности организации уроков математики в адаптационный период? | | "…Работа по ознакомлению детей с числами и действиями с ними строится на основе полной предметной наглядности в ходе проведения игр, практических работ, экскурсий и др. В зависимости от характера заданий дети могут на уроке вставать из-за парт, свободно перемещаться, подходить к столу учителя, к полкам, игрушкам, книгам и т. д. На уроках часто используются игровые приемы обучения. Большое место на занятиях математики следует отводить дидактическим играм, позволяя детям подвигаться, обеспечивая смену видов деятельности на уроке". Изучение некоторых вопросов курса математики в этот период можно проходить не только на уроках в классе, но и уроках-играх в хорошо оборудованной игровой комнате и уроках-экскурсиях. Один урок математики каждую неделю рекомендуется проводить на воздухе | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. №408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 33 | Каковы особенности организации уроков окружающего мира в адаптационный период? | | Адаптационный период совпадает по времени с сезоном года, когда в большинстве регионов страны имеются благоприятные возможности для проведения экскурсий и целевых прогулок, в ходе которых происходит непосредственное знакомство детей с окружающим миром. Кроме экскурсий и целевых прогулок целесообразно на уроках окружающего мира изучение части материала в форме подвижных игр и игр-театрализаций | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 34 | Каковы особенности организации уроков музыки в адаптационный период? | | "... Учебная деятельность первоклассников на уроках музыки может включать в себя ярко выраженные игровые элементы. Учителем могут использоваться следующие образно-игровые приемы: — пластическое интонирование; — музыкально-ритмические движения; — свободное дирижирование: — игра на элементарных музыкальных инструментах; — разыгрывание и инсценировки стихов и музыки и др. | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 35 | Каковы особенности организации уроков изобразительного искусства в адаптационный период? | | Художественные занятия в период адаптации. должны иметь различные формы: — прогулки и экскурсии в парк или лес с целью развития навыков восприятия, эстетического любования и наблюдательности, а также сбора природных материалов для дальнейших художественных занятий; — экскурсия в мастерскую народных умельцев своего края или в художественно-краеведческий музей (уголок школьного музея народного декоративно-прикладного искусства); — игры (например: тема урока "Игра художника и зрителя") | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 36 | Каковы особенности организации уроков труда в адаптационный период? | | Так же, как и другие уроки, часть уроков труда рекомендуется провести в форме экскурсий или игр | Письмо Минобразования России от 20.04.2001 г. № 408/13-13 "Рекомендации по организации обучения первоклассников в адаптационный период" | | 37 | Должны ли быть в начальной школе нулевые и сдвоенные уроки? | Нет | Сильно увеличивают нагрузку детей сдвоенные уроки по одному предмету и нулевые уроки. Поэтому в начальной школе не допускается проведение нулевых и сдвоенных уроков | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 38 | В какую смену должны обучаться учащиеся начальной школы? | Только в первую смену! | В общеобразовательных учреждениях, работающих в несколько смен, младшие школьники должны обучаться в первую смену | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 39 | Какой документ регулирует и регламентирует оценочную деятельность образовательного учреждения и учителя начальной школы? | Письмо Минобразования России от 19.11. 1998 г. №1561/14 -15 | Проверка и оценка достижений младших школьников является весьма существенной составляющей процесса обучения и одной из важных задач педагогической деятельности учителя. Этот компонент, наряду с другими компонентами учебно-воспитательного процесса (содержание, методы, средства, формы организации), должен соответствовать современным требованиям общества, педагогической и методической наукам, основным приоритетам и целям образования в первом звене школы. Система контроля и оценки позволяет установить персональную ответственность учителя и школы в целом за качество процесса обучения. Результат деятельности учительского коллектива определяется, прежде всего, по глубине, прочности и систематичности знаний учащихся, уровню их воспитанности и развития. | Письмо Минобразования России от 19.11.1998 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе" | | 40 | Должна ли быть в адаптационный период динамическая пауза и когда? | Да, должна быть после третьего урока | После третьего (или второго) урока необходимо проводить динамическую паузу длительностью не менее 40 минут | Письмо Минобразования России от 25.09.2000 г. №2021/11-13 "Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы" | | | | | При проведении ежедневной динамической паузы разрешается удлинять большую перемену до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности учащихся на пришкольной спортплощадке, в спортивном зале или в оборудованных тренажерами рекреациях | Приказ Минздрава России от 06.08.1999 г. № 309 "Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных общеобразовательных учреждений" | | 41 | Каким образом оплачивается динамическая пауза? | | Динамическая пауза организуется учителем после 3-его урока, проводится она за счет сэкономленного времени: 3 раза по 10 минут от каждого проведенного урока, т. к. продолжительность урока в 1-м классе (сентябрь, октябрь) 35 минут, в то время как во всех классах средней школы урок длится 45 минут. После динамической паузы проводится 4-е занятие в нетрадиционной форме. По учебному плану в 1-м классе еженедельная нагрузка на каждого учащегося 22 часа. К оплате (финансированию) определено 23 часа. При 5-дневной рабочей неделе ежедневно проводятся 4 (2 дня) и 5 (3 дня) уроков. Во время адаптационного периода (в течение сентября и октября) ежедневно проводятся только по 4 часа (три урока, динамическая пауза и одно нетрадиционное занятие). По количеству оплачиваемых часов никаких потерь в зарплате у учителей 1-х классов нет, поэтому и отдельная оплата за проводимые динамические паузы не предусмотрена. Ставка заработной платы педагогических работников, в том числе и учителей, устанавливается исходя из затрат их рабочего времени в астрономических часах. Перерывы (перемены), предусмотренные между уроками, являются рабочим временем учителя. Это же положение закреплено и в Рекомендациях о порядке исчисления заработной платы работников образовательных учреждений. Ставка заработной платы учителю 5-11 классов выплачивается за 18 часов, а учителю 1-4 классов за 20 часов преподавательской работы в неделю. Сокращение продолжительности уроков для учащихся не влечет за собой сокращения продолжительности рабочего времени учителя. Количество занятий, установленных за ставку, остается без изменения | | | | |
| | | | |
|